Блог о том, как я пытаюсь в чём-нибудь разобраться

Блог о том, как я пытаюсь в чём-нибудь разобраться

четверг, 4 августа 2011 г.

LaTeX: многострочная сноска в поле author

Пришлось мне тут набирать статью в LaTeX для научного журнала. В процессе вёрстки я столкнулся с такой проблемой. Как обычно в таких статьях водится, под названием указываются авторы, а ниже ссылками к фамилиям - организации, в которых они выполняли эту работу. Название организации у меня получилось довольно длинное: полное название вуза, плюс указание города, плюс мой e-mail (в разных сборниках я видел, что пишут именно так). Запихиваю я всё это в сноску (footnotemark), а бестолковый LaTeX почему-то не переносит его содержимое по словам! И из-за это ещё и имя автора неправильно центруется.
Пробовал в MikTex 2.7 и MikTex 2.9, разницы никакой. Выглядит это примерно вот так:

Код:
\documentclass[a4paper,11pt,russian]{article}
\usepackage[russian]{babel}
\title{\bf Невероятно длинное название научной статьи}
\author{Т.\,Д.\,Растукас\footnotemark[1]\\[2mm]
\footnotemark[1]~{Дичайше длинное название вуза имени какого-нибудь академика, название города, post@gmail.com}}
\date{}
\begin{document}
\maketitle
\end{document}
Скриншот:

Ну не хочет, не страшно - в одном месте можно и вручную перевод строки вставить... В процессе поиска решения в интернете в различных местах натыкался на информацию о том, что двойной обратный слэш (\\) это перевод на новую строку, в том числе и внутри команды author. Однако внутри сноски в команде author простая вставка \\ ничего не давала. Точнее давала ошибку "Missing } inserted" вот с таким кодом:

\author{Т.\,Д.\,Растукас\footnotemark[1]\\[2mm]
\footnotemark[1]~{Дичайше длинное название вуза имени какого-нибудь академика,\\название города, post@gmail.com}}

В общем интернет ответа не дал, пришлось самому думать. В итоге решение было найдено. Нужно части, которые попадают на разные строки выделить в отдельные фигурные скобки.
Код:
\documentclass[a4paper,11pt,russian]{article}
\usepackage[russian]{babel}


\title{\bf Невероятно длинное название научной статьи}
\author{Т.\,Д.\,Растукас\footnotemark[1]\\[2mm]
\footnotemark[1]~{Дичайше длинное название вуза имени какого-нибудь академика,}\\{название города, post@gmail.com}}
\date{}
\begin{document}
\maketitle
\end{document}
Скриншот:
Вот, правда, мне потом это так и не понадобилось :) . В журнале, который я выбрал... нет, не принимают статьи только в формате doc, как некоторые злорадно подумали,... там просто немного другие правила оформления и все данные об авторе, кроме ФИО, пишутся в конце после статьи, обычным абзацем.

Хочу также рассказать простой способ вставки УДК над названием статьи. Задача эта не очень тривиальная, так как в команде maketitle никаких опциональных полей, которые бы можно было использовать под УДК, нет. А в известной книге Львовского, например, говорится, что эта команда должна быть первой из команд, генерирующих текст. Получается выше заголовка ничего отобразить нельзя.
В русскоязычном интернете я не нашёл решения проще, чем переопределить команду maketitle. Поскольку я не настолько опытный писатель на TeX'е, то переопределять что-то для меня был вообще не вариант. Поэтому я поискал ещё и нашёл довольно простое решение. Если ничего нельзя разместить выше заголовка, надо вставить УДК в сам заголовок, отформатировав его соответствующим образом.
Код:

\documentclass[a4paper,11pt,russian]{article}
\usepackage[russian]{babel}


\title{\hbox{\normalsize УДК 681.5.015}\hbox{}\bf Невероятно длинное название научной статьи}
\author{Т.\,Д.\,Растукас\footnotemark[1]\\[2mm]
\footnotemark[1]~{Дичайше длинное название вуза имени какого-нибудь академика,}\\{название города, post@gmail.com}}
\date{}
\begin{document}
\maketitle
\end{document}
Ещё один hbox после УДК - для увеличения отступа между названием и УДК. Скриншот:
Но есть пара моментов, с которыми я так и не смог разобраться.
Во-первых, значки сносок, которые расположены в заголовке, почему-то отображаются всякими спецсимволами.
Код:
\title{\hbox{\normalsize УДК 681.5.015}\hbox{}\bf Невероятно длинное название научной статьи\footnote{Работа выполнена в рамках освоения некоторого гранта}}
\author{Т.\,Д.\,Растукас\footnotemark[3]\\[2mm]
\footnotemark[4]~{Дичайше длинное название вуза имени какого-нибудь академика,}\\{название города, post@gmail.com}}
Скриншот:
Как эти сноски сделать цифровыми, не представляю. Сноски в самом документе при этом создаются цифровыми, как по документации.
Второе, что мне непонятно, и даже более интересно, как сделать символы в выходном pdf-файле более чёткими. У меня раньше уже был установлен (мной же) LaTeX на другом компьютере. И что-то я там сделал при настройке, что символы там более чёткие и более тёмные. Как - ума не приложу. Находил в инете довольно сложные (для меня) описания как поставить другие наборы кириллических символов. Но сомневаюсь, что я делал именно так, как там написано (выполнять команды в командной строке, что-то откуда-то скачивать и копировать в папки miktex'а).

Так что, если кто-то знает ответы на интересующие меня вопросы, буду рад прочитать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий