Блог о том, как я пытаюсь в чём-нибудь разобраться

Блог о том, как я пытаюсь в чём-нибудь разобраться

понедельник, 21 октября 2013 г.

Тёплый резерв от МТС

Мышление у нашего народа инновационно-ориентированное - это факт. Даже если мы сильно отстаём в каких-то технологиях, мы всегда можем придумать что-то такое на концептуальном уровне, что позволяет с минимальными затратами решить реальную проблему.

Вот например, обнаружил недавно, что недавно компания МТС в Красноярске изобрела что-то вроде тёплого резерва.

Как известно, применительно к резервированию чего-либо существует 2 понятия: холодный резерв и горячий резерв.

Холодный резерв - это когда резервная система/подсистема/запчасть есть, но чтобы начать её использовать, необходимо провести какие-то мероприятия. Например что-то из следующего: включить её, перевести на неё трафик, вытащить неисправную запчасть и вставить новую и т.п. Более того, эти мероприятия могут производиться не сразу после поломки, а только после её обнаружения или, допустим, после прибытия обслуживающего персонала на объект.

Горячий резерв - случай, когда резервная система/подсистема/запчасть готова сразу при необходимости заменить собой сбойную часть. Иногда это делается автоматически, иногда по команде от человека.

Что же такого изобрели в МТС?
Представьте себе ситуацию, когда сотовой сети не хватает ресурсов для пропускания голосового (или даже сигнального) трафика абонентов. Например, у абонентов любого российского оператора есть вероятность столкнуться с такой ситуацией в Новый год. Все звонят, шлют SMS, сеть перегружена. Когда абонент пытается дозвониться, он либо ничего не слышит, либо слышит какое-то звуковое/голосовое сообщение от оборудования оператора. Второй абонент при этом также страдает: а) он не получает входящие вызовы и не знает, что до него кто-то дозвонился б) если кроме голосовых каналов не хватает ещё и пропускной способности сигнальной сети, то он ещё и SMS получает с задержкой.

Какое бы голосовое уведомление, соответствующее действительности, не получал недозвонившийся абонент, репутация оператора пострадает. Но ведь выкрутились-таки. Стали переадресовывать такие вызовы на платформу обслуживания пропущенных вызовов (Missed Calls Alert, MCA). Она отбивает вызов с таким кодом причины, что коммутатор проигрывает что-то вроде "Вызываемый вами абонент сейчас недоступен", затем отсылает вызываемому абоненту SMS, что ему тогда-то звонил такой-то абонент, а через какое-то время отсылает и звонившему абоненту, что тот абонент доступен. Далее уже, если кто-то из них звонит, то вызов совершается успешно.

Конечно, я не могу быть уверен на 100%, я в МТС не работаю и инсайдерской информацией не владею. Просто предположил на основании следующих событий:
1) Довольно часто было со мной такое (сам я не являюсь абонентом МТС), что я звонил абоненту МТС, не дозванивался, через некоторое время (несколько минут) получал SMS о том, что абонент сейчас в сети. При разговоре выяснялось, что он из сети не выпадал, находится в городе, в зоне уверенного приёма.
2) Случайно в разговорах я выяснил, что такое же происходит и у других людей.
3) У МТС в Красноярске с весны висела вакансия "Руководитель группы планирования и оптимизации сети" (http://www.superjob.ru/rabota/vacancy-25744539-130822.html). С 13 сентября она в архиве. А проблемы такие я как раз стал замечать этой весной, может и зимой было.

В общем-то с точки зрения маркетинга оператора довольно грамотное решение:
а) большинство абонентов и не заподозрит, что это у оператора проблемы на сети;
б) абоненты скорее всего всё-таки созвонятся позже;
в) наверное тут можно сделать интеллектуальный фильтр: звонки своих абонентов сделать более приоритетными, звонки чужих - менее приоритетными. Таким образом если после звонка чужого абонента перезвонит свой абонент, то с него можно денег взять как правило побольше, чем с другого оператора за интерконнект.

В общем такой подход я решил назвать "тёплым" резервом: связь вроде есть, если прямо сейчас нельзя связаться - можно сделать это попозже, при этом у потребителя не возникает ощущение, что произошло прерывание сервиса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий