Блог о том, как я пытаюсь в чём-нибудь разобраться

Блог о том, как я пытаюсь в чём-нибудь разобраться

четверг, 16 февраля 2012 г.

Буква Ё и дикторы

Лично меня бесит, что букву ё постепенно убирают из нашего обихода. Прежде всего из печати, но постепенно это пробирается и в речь.
Я вообще не понимаю в чем проблема, почему нельзя её использовать как другие буквы? Есть же такая буква на клавиатуре, есть буква в алфавите. Какого чёрта её заменяют на другую букву? Почему тогда эти же умники не заменяют й на и?
Я понимаю, про середину прошлого века ещё можно было предположить, что в типографиях ограниченные наборы шрифтов, без этой буквы. Казалось бы - с приходом компьютерных технологий в издательское дело, и вообще в нашу жизнь, эта проблема должна исчезнуть напрочь. Но я наблюдаю совершенно обратную картину. И в газетах, и в журналах этой буквы практически не встретишь. Кто-нибудь может назвать мне вменяемую причину?

Теперь немного о том, как же это пробирается в нашу речь. Особенно часто встречаю это на радио. Сейчас там уже работают в основном дикторы, которые, видимо, советских книжек не читали, и поэтому вообще с трудом понимают, как использовать эту букву, и где она должна стоять.
Например, есть у нас в Красноярске вокальный ансамбль "Тебе поём". Не раз уже слышал по радио, как говорят о них, но говорят "Тебе поЕм" :))) Интересно, насколько надо не думать, чтобы спутать пение и приём пищи? Я уж не говорю, каково слышать такое членам данного ансамбля. Неужели редакторам, которые готовят тексты дикторам, трудно написать букву ё? Ведь понятно же, что если спутать, то смысл у слова изменится на совершенно другой.
Более того, я видел такое написание название этого коллектива и на афишах. Неужели художнику-оформителю или дизайнеру плаката так сложно изобразить букву ё? Для меня это загадка.

Или вот другой случай с того же радио. Расказывают о том, что будет проходить научная конференция, посвящённая 50-летию полёта человека в космос. И называется она "Королевские чтения"! Неужели диктор настолько тупая, что не знает, что в стране, первой отправившей человека в космос, никогда не было короля, но зато был выдающийся конструктор Королёв?
Я понимаю, что она вполне может быть тупая, но редактор... редактор ведь должен быть умнее и несколько старше и эрудированее. Неужели в редакторы новостей сейчас берут вчерашних выпускников вузов?

Пока писал, погуглив, обнаружил, что данная проблема довольно актуальна в России (а скорее всего на всём постсоветском пространстве). Кроме чисто эстетического недовольства, которое испытываю я, у людей реальные юридические проблемы возникают. В итоге Минобрнауки выпустило в 2007 году такой документ:
http://www.stihi.ru/2007/06/01-360

Особенно радуют последние строки:
Поэтому, в связи с вышеизложенным, игнорирование или отказ печатать букву Ё будет означать нарушение Федерального закона “О государственном языке Российской Федерации”. Подписан Президентом РФ В. Путиным 1 июня 2005 года, № 53-ФЗ.

5 комментариев:

  1. Говорят, что краску экономят на этих точках.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, в качестве комичной причины пойдёт :) Но есть же реальные причины [нарушать закон].

      Удалить
  2. мне буквы с умляутами кажутся неэстетичными. Я бы предпочел использовать "ьо" ("сльозы) или "йо" (йолка). Но, поскольку, буква существует, согласен с тем, что игнорировать ее неправильно.
    А еще на клавиатуре она расположена негодно.

    andrey-ok_livejournal_com

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А то, что над й - это не умлаут? Если да, то менять ё на йо не эстэтично. Да и сколько ж краски лишней потратится, не говоря о месте на дополнительную букву :)

      Расположение на клавиатуре - да, не очень удобное. Но это дело привычки.

      Удалить
    2. Да, "й" - тоже неэстетично.
      "Й" - это фонетически заднеязычное фрикативное (южнорусское) Г мягкое. Я бы ее заменил на что-нибудь типа Ғ, ну или на худой конец J.

      И ваще, ЖЫ-ШЫ уже назрело)

      Удалить